Амблиопия

фмблиопия

Амблиопия – слепота или снижение зрения из-за нарушения правильной совместной работы мозга и глаз. Амблиопия может развиться при косоглазии, или имеет место помутнение роговицы (бельмо или катаракта), когда лучи света с трудом попадают на сетчатку. Также она может развиться из-за высокой врожденной дальнозоркости.

При правильном лечении зрение можно восстановить. Основой его является подбор очков после не менее, чем 3-дневного, лекарственного расширения зрачков. Очки надо носить постоянно, не снимая их с утра до вечера. Вторым условием исправления зрения при амблиопии служит тренировка хуже видящего глаза. Другой глаз закрывают окклюдером или самодельной заклейкой с помощью лейкопластыря.

Важно, чтобы здоровым глазом ребенок не подсматривал и глаз был полностью закрыт, а слабый глаз в очках должен работать. Это могут быть игры, требующие зрительного напряжения – конструктор, мозаика, шнуровка, рисование по контуру, штриховка, чтение и так далее. К развивающим процедурам можно отнести просмотр телевизора одним глазом, компьютерные игры. Длительность занятий зависит от возраста и остроты зрения, в среднем по полчаса, можно 2-3 раза в день. Если глаз очень плохо видит, занятия советую проводить с крупными предметами. Для наибольшей эффективности проводят засветы сетчатки, в том числе и лазерным излучением в кабинетах охраны зрения детей. Такое курсовое лечение рекомендуют проводить регулярно, 1 раз в квартал.

В домашних условиях можно выполнять эту процедуру с лампой в темном помещении. На матовую лампочку 75-100 ватт надо приклеить черный кружок из плотной бумаги диаметром 5-7 мм. Ребенок садится напротив включенной настольной лампы без абажура, с повязкой на лучше видящем глазу, а другим глазом смотрит на кружок в течение 30 секунд. После засвета, одним глазом в очках 10 минут читает книгу с шрифтом, который распознается с трудом с расстояния 30-35 см. Затем процедура повторяется еще 2 раза. Заклейку после упражнений надо не снимать минимум 2 часа. Сеансы советую проводить каждый день в течение месяца, а если надо, то и дольше – до полного излечения амблиопии. Цель лечения – повышение остроты зрения в очках до единицы, то есть до 100%. Через каждые 2 недели необходимо проверять остроту зрения. Если в очках видно все 10 строк, значит, амблиопии уже нет. Для закрепления результатов по 1 часу в день в течение от 1 до 3 месяцев здоровый глаз надо закрывать и тренировать более слабый глаз с контролем зрения 1 раз в квартал. И помните, чтобы амблиопия снова не развилась, очки надо носить постоянно. Они обладают лечебным действием и формируют правильное развитие глаз у ребенка. Если с возрастом дальнозоркость уменьшится, можно будет выписать более слабые очки.

 Астигматизм 

Астигматизм - это самая частая причина низкого зрения, часто сопровождающая близорукость или дальнозоркость. Заболевание вызвано неправильной формой роговицы (передней части глаза), следствием чего может явится нечеткость зрения. В зависимости от степени астигматизма ребенку обычно прописывают очки. Астигматизм может также исправляться контактными линзами или рефракционной хирургией. Если у ребенка наблюдается начальная стадия астигматизма, он может этого не заметить или почувствовать, что видит слегка расплывчато. Иногда неисправленный астигматизм может вызывать частые головные боли или повышенную утомляемость глаз при зрительной нагрузки.

 

 Организация медицинского наблюдения за зрением детей

Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. Это поможет определить наличие таких серьезных дефектов, как глаукома, катаракта, нистагм, и врожденное косоглазие.

 В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию.

 С трех до семи лет у детей развивается так называемая аккомодация - способность четко видеть на разных расстояниях. В этот период особенно важно, чтобы у ребенка во время занятий было хорошее освещение и он излишне не переутомлял глаза, использовал книжки с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.

 

Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее - в 11-12 и в 14-15 лет. Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объеме: проверить бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить рефракции.

 Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.

Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего. Они не видят вообще или видят очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы. Подобная ситуация порождает серьезные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей. Очень часто родители стремятся максимально облегчить ребенку жизнь, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь.

 Другая крайность - родители как бы не обращают внимание на заболевание ребенка, требуя от него слишком многого. И в том, и в другом случае у детей развиваются психологические комплексы, которые усугубляют длительность лечения. Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т.п. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

 Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними. 

 Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры ("Бильярд", "Футбол", "Хоккей"), с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.

 Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрения и весьма полезно, естественно, под контролем взрослых.

 Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

 

 Предупреждение ухудшения зрения у детей

Если же говорить о том, как предупредить ухудшение зрения, то в этом случае очень важна хорошая освещенность того места, где находится ребенок. Если он играет, смотрит книжки, рисует, обязательно должен быть достаточный свет! И еще непременно нужно соблюдать правильное расстояние между глазами и книгой или рисунком:25-30 см.

 Для сохранения зрения ребенка важно ограничит время пребывания перед экраном телевизора или компьютера. Дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем 30 минут в день, и на расстоянии не менее 3-х метров, при этом в комнате обязательно должно быть хотя бы слабое освещение, поскольку нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Если ребенку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, но и все время носить их. Детям назначают очки только для постоянного ношения.

 Что же касается компьютеров, то до трех лет общение с ними надо исключить. С трех до семи лет можно проводить не более 20 минут перед дисплеем и не чаще двух раз в неделю. После 7 лет - 1 час в день или два раза по 40 минут. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см. Время от времени следует делать гимнастику для глаз, а именно медленные движения глазами:влево-вправо, по диагонали и по кругу, выполнять по 2 минуты. Не экономьте при выборе монитора: выбирайте монитор с высокой частотой обновления, большой разрешающей способностью и маленьким шагом расположения точек.

 Часто у детей происходят травмы глаз. На первом месте идут травмы, нанесенные острыми предметами. Всем родителям маленьких детей необходимо тщательно убирать ножницы, карандаши, спицы и все, чем ребенок может повредить себе глаза.

 

 Улучшение зрения у детей

О том, насколько ребенок устает в школе и какому испытанию подвергаются глаза, напряженно вглядывающиеся то на доску, то в учебник, знает каждый родитель. И искренне хочет помочь своему ребенку сохранить зрение, уберечь от обмена - знания в ответ на хорошее зрение. Помимо соблюдения стандартных правил гигиены зрения, родителям было бы неплохо следить за качеством литературы, которую читают дети, - четко пропичатанными буквами, большим шрифтом.

Научите детей расслаблять глаза, чтобы на уроках можно было давать глазам полноценный отдых, когда смотреть на доску не обязательно. Подберите вместе с ребенком те ниже перечисленные упражнения, которые более всего подойдут именно ему и которые можно выполнять вместе.

Каждый человек - индивидуальность, и у ребенка, как и у любого взрослого человека, есть свои пристрастия, привычки. Учитывайте их при подборе гимнастики для глаз. Предложите на родительском собрании использовать методику упражнений, рекомендуемых в школе для профилактики зрительного утомления и близорукости.

 Упражнения проводятся в течение 2-3 минут в середине каждого урока. Эти же упражнения можно выполнять и дома каждый час занятий и подготовки домашних заданий.

 

 Упражнения для учащихся 1-3 классов

1. Исходное положение (ИП) - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к парте, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. ИП сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3. ИП сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

4. ИП сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, поставить палец по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5. ИП сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

 

 Упражнение для учащихся 4-5 классов 

1. Исходное положение (ИП) - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к парте, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. ИП сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3. ИП сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз. 

4. ИП сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. ИП сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

6. ИП сидя, закрыть веки. В течение 10 секунд массировать их кончиками пальцев.

1

 

 И еще один комплекс упражнений для школьников

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторит 6-8 раз.

2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

3. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз.

4. Выполняется стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6-8 раз.

5. Выполняется сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течении 1 минуты.

6. Выполняется стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глаза на конец пальца 3-5 секунд. Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянуть левой руки. Повторить 5-6 раз.